Притчи «Философского камня» Виктора Тузлукова

Мастер огранки Виктор Тузлуков рассказывает о своей необыкновенной коллекции и делится притчами, передающими смысл, вложенный в форму каждого камня.

Вот что Виктор рассказал о своей удивительной коллекции «Философский камень»:

В 2009 году возник замысел коллекции ограненных камней (или, лучше сказать, дизайнов огранки), в которой те или иные символы были использованы в рисунке граней, чтобы наметить определенные темы. К каждому камню была написана притча, разворачивающая эту тему в некую философскую концепцию.

Открывает эту серию овальный камень, грани которого расходятся спиралями от центра к краям, подобно галактике. Идея, которую выражает этот символ, заключается в том, что во всей нашей Вселенной, как и в человеческих отношениях, Великое отражается в малом. Как в капле воды отражается мир, так маленький камень может хранить образ огромной звездной системы.

Или камень, ограненный в виде головы льва, глядящего на нас своими треугольными глазами. Лев — также главный герой притчи, сопоставленной камню, и глядя в его глаза, человек осознает, что, побеждая в своей борьбе с Природой, он в то же время разрушает собственный дом… Кто же победитель, и кому нужна такая победа?

Эта коллекция содержит 10 камней — 10 притч — десять концепций. Что поразительно, все они задумывались независимо друг от друга. Но во время выставки во Франции, рассказывая одну за другой эти идеи и переходя от камня к камню, я заметил, что все они связаны между собой и в этой взаимосвязи рождается новая, совершенно иная, более глобальная концепция, которая, подобно магистральному стиху в венке сонетов являет собой некий синтез, открывая совершенно новые горизонты восприятия…

Меня спрашивали: «Почему вы используете такие дешевые материалы для выражения таких высоких идей? Почему кварц, топаз, почему кунцит?» Я спрашивал в ответ: «А почему бы нет? Был случай, когда Пикассо использовал салфетку, но, тем не менее, это был Пикассо!»

Одна из концепций коллекции говорит о том, что настоящему художнику не важны средства, чтобы прикоснуться к Совершенству и зафиксировать это прикосновение. Почем бы не использовать для этого доступные средства: перо и бумагу, краски и холст, гитару и микрофон, мрамор, дерево или кварц? Важно, чтобы мастеру было чем поделиться с людьми, и чтобы он сумел так выразить свое вдохновение, чтобы оно вызвало в них ответный творческий резонанс.

Отражение Великого

Отражение Великого

Сколько людей проходило по этой развилке? Сейчас на ней сошлись трое: маленький мальчик, мужчина средних лет и седой старик с потемневшим посохом. Что-то общее было в их облике: то ли спокойная уверенность походки, то ли радость в ясных глазах.

Мужчина остановился и посмотрел на остальных путников.

— Странно, — сказал он. — Когда-то в детстве я стоял на такой же развилке и тоже говорил со взрослым и стариком.

— Не удивительно, — улыбнулся Старец. — Смотри внимательно: мы — это ты. Чуть позже ваша наука узнает, что Прошлое и Грядущее — лишь две грани единой Вечности, слитые в летящем «сейчас». Так же и в пространстве — великое отражается в малом, атом повторяет строение галактики.

Старик достал маленький камешек и передал его Мальчику:

— Пусть этот малыш расскажет тебе о великой драгоценности текущего мгновения, хранящего в себе всю твою жизнь.

«Я знаю…» — подумал мужчина и погладил камень, всегда лежащий в его нагрудном кармане.

Капля Жизни (Сострадания)

Капля Жизни (Сострадания)

Прежде он любил охотиться. Верный глаз и твердая рука приносили ему удачу, и разные трофеи украшали его дом. Однажды ему приснилось, что на охоте в лесу он встретил красавца-оленя. Зверь ничего не подозревал, позиция для стрельбы была удачной.

В момент выстрела олень неожиданно обернулся и встретился глазами с охотником. И время остановилось. Все замерло без движения, пуля застыла в воздухе. Но разум продолжал работать, и в сознание охотника вонзилась ясная мысль:

— Безумец! В своей гордыне ты возомнил себя выше Бога. Капля Жизни, великой и вечной, пульсирует в каждом существе. Хищники убивают, повинуясь инстинкту, чтобы добыть еду. Но только ты, человек, делаешь это ради забавы. Как ты можешь отнимать у живущих то, что дано не тобой? Безумец, безумец!..

Словно пелена спала с глаз охотника. Разрывая оковы оцепенения, он бросился вперед и схватил пулю, висящую в воздухе. Боль в руке толкнула его в реальность. Стряхивая остатки сна, он с удивлением смотрел на свинцовый шарик, остывающий на его ладони. «Она всегда будет мне напоминанием о Капле Единой Жизни, которая объединяет всех жителей Земли!» «Да, будет! — донесся до него благодарный голос спасенного брата из уходящего сна. — В человеке рождается Человек, когда капля Жизни в нем становится каплей Сострадания ко всем живущим. А значит — ты на верном пути!»

Сердце Планеты

Сердце Планеты

Человек стоял на краю кратера и смотрел в бездну. Вулкан спал, но сон его был беспокойным, с дрожью и вздохами горячего пара. Человек чувствовал его тревогу. «Что с тобою?» — мысленно спросил он и с удивлением услышал ответ: «Мне страшно!»

«Ты боишься?! Чего?»

«Тебя. Грозная лава, клокочущая во мне, — лишь бледная и грубая тень того незримого Предвечного Огня, что наполняет сердце Планеты. Его жизненная мощь велика, но и разрушительная сила огромна. И сегодня Планета больна. Множество микробов, снующих по ее поверхности, уродуют ее тело язвами шахт и карьеров, отравляют кровь в артериях рек, безжалостно нарушают баланс микрофлоры. Когда это вмешательство принимает опасные размеры, оно вызывает адекватный ответ. История еще хранит записи об отторжениях организмом Земли целых континентов, пораженных раковыми опухолями лжи и злобы, зависти и жестокости. Но сейчас эта опасность глобальна. Сердце Планеты взывает о помощи. Прислушайся к нему, Человек!»

Победитель

Победитель

Они сошлись на узкой тропинке, глядя друг другу в глаза: Человек и тот, кого еще называли Царем Зверей, грациозный и величественный. Кто уступит дорогу?

«Уходи, — подумал Человек. — Время твоего господства закончилось. Ты думаешь, что сильнее меня, но на моей стороне сила разума. Твоя победа будет поражением. Убьешь меня — придут другие, тебе не справиться с нами».

Что-то похожее на усмешку мелькнуло в золотистых глазах. Лев повернулся и пошел прочь. Он уходил не спеша, с гордо поднятой головой. Уходил как победитель…

Человек шел дальше и не мог погасить раздражение. Вроде бы все было правильно: сила уступила еще большей силе. Но почему не было ощущения победы? А в памяти еще дрожали желтые немигающие глаза, и в них читался ответ:

«Ты все знаешь сам. Владея огромной силой разума, ты можешь легко разрушить собственный дом. И кем ты тогда останешься? ПОБЕДИТЕЛЕМ…»

Прикосновение к Совершенству

Прикосновение к Совершенству

Летним вечером Музыкант гулял по берегу озера. Нежно-розовые облака растворялись в голубой бездне, переходящей в золото у линии горизонта. Каплями заката розовели на озере цветущие лотосы. Посмотрев вокруг, Музыкант замер, и в душе его зазвучала Гармония.

Это была незнакомая мелодия, в которой мягкие ноты заката остывали под дуновением ночи. Наш герой быстро оглянулся — под рукой не было ни бумаги, ни красок, ни инструмента, чтобы наиграть мелодию. Но как сохранить для людей эту окрыленность, как передать им это ощущение полета? Музыкант улыбнулся и направился к обрыву, желтеющему свежей глиной…

Копии его скульптуры — в бронзе и мраморе — до сих пор можно видеть в разных музеях мира, как воплощение гения Мастера, которому годятся любые средства, чтобы прикоснуться к Совершенству.

Постижение Мудрости

Постижение Мудрости

Один юноша мечтал постичь Мудрость. Он уединился в лесу и изучал жизнь, кипевшую вокруг, но Природа жила по своим законам, отдельно от него. Тогда он ушёл в горы, чтобы услышать и понять Голос Безмолвия, но сад ледников и вершин оставался немым. Спустившись с гор, он поселился при храме в надежде получить Откровение свыше, но молитвы его оставались без ответа.

В отчаянии он вышел из храма и столкнулся со старым странником. Юноша остановился, и старец, прочитав вопрос в его глазах, заговорил первым:

— Ты можешь изучать окружающий мир, но не постичь смысл бытия. Ты можешь уйти в горы, но не слиться с ними. Ты можешь всю жизнь прожить в храме, но пока не построишь храм в своём сердце, ты не достигнешь результата. Мудрости нельзя научиться — Мудрость можно лишь взрастить в себе. А какой путь ты выберешь — храм, дерево или гору — не имеет значения, он всё равно приведёт тебя к цели, если ты будешь видеть её и идти к ней, не сомневаясь в своих силах.

Сокровище Мира

Сокровище Мира

В небольшой долине на берегу горного озера жил крестьянин. У него была любящая жена и четверо детей, в которых он души не чаял. Жили дружно, но бедно — бывало, вся семья голодала целыми днями.

Однажды в поисках пропитания поднялся крестьянин на перевал и остановился перед заброшенной хижиной, о которой раньше не знал. Он открыл дверь и увидел древнего старика.

— Я давно тебя жду, — молвил старик. — Ты избранный, кто может владеть Сокровищем мира, но может и потерять его. Если спустишься в долину — будешь жить дальше в любви и бедности. Пойдешь выше в горы — суждено тебе найти пещеру с несметными сокровищами. Ты получишь власть, богатство и могущество, но забудешь свою семью. Выбирай!

… Говорят, уже много веков живет этот несчастный в заброшенной хижине, потеряв счет времени и думая о Сокровище мира. Он не может даже умереть, не в состоянии сделать выбор между сердцем и разумом, ведь сердце зовет его в долину, а разум упрямо твердит о горах.

Рождение Звезды (Рождество)

Рождение Звезды (Рождество)

Ему не везло с детства. То санки на горке не туда поедут, то плафон в школе на голову упадет. После очередной нелепой случайности на работе он сел и задумался. Почему Жизнь посылает ему сплошные испытания? Что есть вообще эти испытания? И что есть сама Жизнь? И чем больше он размышлял, тем яснее вставал перед ним ответ.

Он никогда не смог бы сказать, кто был его собеседником. Но этот Ответ принес ему целую гамму переживаний: растерянность, удивление, надежду, радость и, наконец, ясность, решимость, уверенность. Теперь он видел перед собой цель и знал, что идет правильно и не собьется с пути, пока горят в его сознании эти простые слова.

«Мудрые говорили: “Человек создан по образу Бога”. Это значит — ты несешь в себе все, весь Космос. И вначале ты должен это осознать, пройдя первую из трех ступеней “Знать — Уметь — Быть”. Это рождение Звезды, пробуждение целого мира внутри человека у всех происходит по-разному. Кто-то должен закалиться в испытаниях; кто-то — спасти чью-то жизнь; кто-то — пережить муки творчества, а кому-то достаточно однажды сделать правильный выбор. Общее одно: предположение, а затем и уверенность, что жизнь человека не ограничивается физиологией. И, когда человек еще робко, почти неосознанно приподнимает покров этой Тайны, он слышит в себе первый зов Беспредельности. Даже не зов — слабое отдаленное эхо — но он получает такое потрясение, что уже не хочет назад, в конуру привычного мировосприятия. Тебе предстоит длинный путь — через отречение, жертву, любовь, к полному слиянию со всем сущим. Но ключевой этап пройден. Звезда родилась, и теперь важно хранить ее пламя, оберегая от нападок Хаоса.»

Великая Жертва (Распятие)

Великая Жертва (Распятие)

Исповедь закончилась, но пожилой прихожанин не спешил уходить.

— Святой отец, расскажи мне о жертве, — попросил он.

— Хорошо. Перед тобой три человека. Один пожертвовал все имущество на благотворительность и стал монахом. Другой пожертвовал своей жизнью для спасения другого человека. Третий принял обвинение в бесчестии, спасая репутацию своего Учителя. Чья жертва весомее?

— Конечно, того, кто отдал жизнь!

— Давай подумаем вместе. Все трое совершили достойные поступки. Но посмотри — один уже при жизни заслужил почет и уважение своих близких. Другой обрел посмертную славу. Третий же принял клеймо позора, которое не смоется никогда. Он потеряет имущество, потому что никто не захочет вести с ним дела; он потеряет жизнь, ибо лучше смерть, чем жизнь негодяя. Он потеряет уважение потомков, и след его затеряется в забвении. Он потеряет все, в сердечном порыве спасая другого человека от бесчестия и отчаяния. Так чья жертва более высока?

— Спасибо, отец, я понял, — прошептал прихожанин.

Тайна Мироздания (Воскресенье)

Тайна Мироздания (Воскресенье)

«Познай себя — и ты познаешь мир». С этой мыслью Ученый работал, запершись в своем кабинете. Он погружался в глубины психологии, физиологии, анатомии, исследуя Человека со всех сторон в поисках великой Тайны Мироздания. Наконец он понял, что достиг дна, но к цели не приблизился. Тогда он вышел из дома и пошел, куда глаза глядят.

Каждый шаг приносил новые открытия; каждое открытие расцветало в его памяти эхом далекого сна. И, когда наш герой почувствовал, что цель совсем близка, он увидел перед собой дверь собственного дома.

На столе лежала записка. «Вот видишь, — прочел удивленный Ученый, — ты вернулся к себе, обогащенный полученным знанием. Человек действительно носит в себе Тайну Бытия, но лишь как отражение окружающего мира. Зерну не прорасти без почвы — чтобы понять это, тебе пришлось обойти мир. И теперь, имея опыт единения с ним, ты должен вернуться к познанию себя».

Ученый привычно тронул камешек в нагрудном кармане, и вдруг ему показалось, что сама Вечность глядит на него глазами Льва из давней полузабытой встречи. И, словно в зеркале, отражаются в нем события и судьбы, слова и поступки — не только людей, но всех обитателей этого сложного, многогранного и многоцветного мира.

«А дальше — новый путь, — подумал Ученый. — И нет ему конца, как нет предела познанию, ибо человек неисчерпаем как Вселенная». И склонился маленький старик перед великой Тайной Мироздания, мелькнувшей в его сознании в картинах крушений и созиданий многих космосов, — желанной и грозной в своей непостижимости…

фото: Дмитрий Столяревич

В избранное

Комментарии

Войти с помощью аккаунта в соц. сетях

Сегодня на сайте

    Показать еще материалы
    Ювелирный интернет-журнал о прекрасном мире драгоценностей. Мы рассказываем о самых свежих новостях, о красивых и дорогих украшениях, о брендах и дизайнерах. Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 16-ти лет.
    © 2013‐2016 Ювелирный интернет-журнал «Jewellery Mag»